фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Нeкoтoрoe врeмя нaзaд рaздaвaлись критичeскиe гoлoсa, чтo «филaрмoничeскaя публикa тaк дaлeкo нe пoeдeт, а местные вообще не мотивированы и до него не дойдут», комплекс, мол, потерпит крах в плане своей строгой классической направленности… но вот уж несколько лет в «Ф-2» функционирует главный большой зал в качестве пилотного проекта, и меломан быстро проторил туда дорожку — от центра оказалось не так и далеко на машине, да и публика с Мичуринского мгновенно прочухала о неожиданном подарке судьбы, аншлаги стали привычным явлением.
Потому что подошли с умом, и главную ставку — что прежде было исключительной редкостью — сделали на акустику. Пока идут последние приготовления к помпезному открытию, мы пообщались с Денисом Мацуевым — кому как не ему (уже игравшему в «Ф-2») «разрезать» Рахманиновым «красную ленточку».
— Я был первым, кто сыграл в «Филармонии-2» сольный концерт два года назад, — говорит Мацуев, — вот только приехал из Парижа, у меня было открытие сезона с Национальным оркестром Франции, — к чему я это: сейчас в Европе массовая тенденция строительства первоклассных залов НЕ в центре города. Вот и в Париже мы играли в феноменальном зале, расположенным — по московским меркам — где-то у МКАДа (там тоже есть своя окружная). Прекрасный зал и по акустике, и по архитектурному замыслу — такой космический корабль… и переполнен на каждом концерте! Буквально толпы и парижан и гостей города!
— Ну или взять новый зал Радио-Франс, я был в нем не так давно…
— Да о чем вы говорите, позавчера я там играл: знаменитый специалист по акустике Ясухиса Тоёта сделал свой очередной шедевр, до этого это была просто репетиционная база оркестра Радио-Франс; мы с ним, кстати, очень дружим, он в Иркутске будет нам зал делать, плюс другие проекты в России — пока не будем раскрывать все секреты…
— То есть процесс по созданию сугубо филармонических (а не многоцелевых) залов в России пошел? И «Филармония-2» как зал состоялся?
— Абсолютно точно. У меня, когда играл в «Ф-2» сольный концерт, было полное ощущение, что я вообще не в Москве, а в каком-то японском продвинутом зале. Звук летит, звук воздушный, в любом месте зала слышно каждую ноту! Он изумителен как для камерных, так и для сольных концертов. В Москве таких комплексов просто больше нет (ну не считая исторических — Большого зала консерватории и зала им. Чайковского).
— А их специально и не строили никогда… тем более, на периферии.
— В том-то и дело. Поэтому можно только приветствовать смелый шаг Минкульта и Московской филармонии по открытию в Олимпийской деревне такого комплекса, это явный прорыв. Уверен, вслед за «Ф-2» в Москве появиться и зал в Зарядье, и еще много-много залов высокого класса по всей стране. Мы все, увы, знаем о так называемых «советских традициях» делать филармонии в Домах культуры или в аудиториях для политпросвещения, вон, знаменитый оркестр Каца в Новосибирске играл в чудовищном зале, предназначенном для каких-то совещаний. Так что волна строительства и филармоний, и театров пошла по стране, об этом надо говорить: Омск (губернатор за год совершил такое чудо, построил), далее Владивосток, Астрахань, Пенза, восхитительная реконструкция зала в Красноярске на 2000 человек. В моем родном Иркутске мы нашли новое место на берегу Ангары, уже проведен архитектурный конкурс, Тоёта дал свое согласие на создание акустической модели… это будет визитная карточка не только Иркутска, но и всей страны, знаете, как оперный театр в Сиднее стал культурными воротами в Австралию.
— Но возвращаясь в Москву: сколько было скептических комментариев в отношении «Филармонии-2»…
— Ну да, что «это далеко», «так трудно добираться», — сейчас критиков поубавилось, шутка сказать — у самого зала появились уже свои поклонники! А уж про «начинку» я молчу — там играют самые известные артисты и оркестры. Сейчас вот торжественное открытие, связанное с расширением комплекса, теперь он заработает в полную силу — там и новый театральный зал, и виртуальный концертный зал, игровой зал для детей, и репетиционные помещения, чего только нет. Я в «Ф-2» проводил свой фестиваль «Крещендо» с Воронежским юношеским оркестром, и ребята просто произвели фурор. И впредь буду там играть и устраивать свои проекты. Повторяю: такие залы, созданные именно под классическую музыку, обязательно должны быть, без этого — никуда.
— Местные начали ходить, а то кричали — «спальный район, спальный район».
— Привыкли, пусть не моментально, но привыкли. Потому что ну ничего у нас до этого не строилось, одно время и в Дом музыки толпами не валили, хотя он на Садовом кольце, самый центр! Так что критики всегда найдутся: и пробки, и то и это, но ничего: я в выходной день доехал туда из центра за 12 минут, специально засекал. В часы пик, конечно, дольше, надо планировать время. А на самом открытии я буду выступать с оркестром Московской филармонии с концертом Рахманинова, кроме того — в качестве изысканного десерта на бис — представлю победителей «Синей птицы» Софью Тюрину и Ростислава Мудрицкого, готовим сюрпризы… удивительные дети, я всегда говорил — то поколение, которое идет сейчас, оно феноменально по всем показателям. И им нужны такие классные залы!